Оглавление
4#2015
Оглавление
Архитектура и строительство
Гражданское общество
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Юбилей
Наука

Особый инструмент, особые способности

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2015 (декабрь)

В рамках ежегодного школьного авторского проекта «История музыкальной Самары – история моей малой родины» в самарской школе искусств № 6 в этом году проходила творческая встреча со знаменитым не только в своём городе, но и в стране и мире выпускником школы – виртуозным баянистом Сергеем Войтенко.

Баянист-виртуоз

Вспомнить всё

Воспитанник Юрия Константиновича Сорокина, а также профессора, заслуженного работника культуры РФ, педагога с большой буквы, выпустившего далеко не одного лауреата международных конкурсов, известного музыкального деятеля, создателя самарской школы баянного мастерства Аллы Михайловны Кац выступил перед аудиторией учащихся, их родителей, преподавателей и гостей с импровизационной программой. Он рассказал свою историю становления артистом, вспомнил моменты сомнений и, наоборот, вдохновляющие события. Вспомнил слова тех людей, которые сыграли в его жизненном самоопределении главную роль, верили в его талант, раскрыли его способности, помогли понять призвание, донесли глубину и значимость творческой профессии. Он благодарил, рассказывал, шутил, давал советы детям и их педагогам и, конечно, играл.

«Кусок хлеба»

Сергей Войтенко родился 12 мая 1973 года в селе Богдановка Самарской области. С семи лет начал учиться играть на баяне в местной музыкальной школе.

Сам он про себя рассказывает, что, как и любой мальчишка, хотел больше играть в футбол и войнушку, а вот тягать тяжеленный баян к третьему классу обучения в музыкальной школе уже наскучило. Поэтому учебный год шёл, а преподаватели часто не наблюдали Сергея в классах. Хотя он продолжал исправно носить домой дневник с собственноручно выведенными пятёрками и удивлял родителей своей неожиданной успеваемостью после череды двоек и троек. Это продолжалось до тех пор, пока домой не позвонил первый педагог Сергея – Юрий Константинович Сорокин.

«Я тогда не понимал, зачем мне всё это нужно, – признаётся Сергей. – А переломным стал момент, когда моя бабушка, у которой я был на каникулах в деревне, сказала: «Это твой кусок хлеба в жизни». И ещё Юрий Константинович нашёл всё-таки тот самый крючок, который меня сильно зацепил и мотивировал в дальнейшем. Он повёз меня на конкурс, где я взял второе место. Эта победа меня вдохновила, я захотел стать первым. Тогда я увидел цель, решил стать музыкантом и начал усердно заниматься.

А потом Алла Михайловна Кац, к которой я попал в восьмом классе, пообещала отвезти на всероссийский конкурс. «Ты будешь самым молодым участником», – сказала она тогда. Я так загорелся. А она говорит: «Только нужно поступить в музыкальное училище». Я и поступил, хотя моя мама не очень этого хотела. Она переживала, что музыканты плохо зарабатывают, предлагала выбрать любой другой вуз. А я уже твёрдо решил поступать и хотел продолжить музыкальное обучение, потому что, попав к такому преподавателю, как Алла Михайловна, вряд ли уже оставишь мысли о профессиональном музыкальном будущем. А маме я тогда доказал, что профессия эта совсем не безденежная, и заработал в 15 лет за две недели её годовую зарплату».

Исполнитель и продюсер

После училища Сергей Войтенко поступил в Самарский педагогический университет. В 1999 году окончил аспирантуру при Российской академии музыки в классе профессора Фридриха Робертовича Липса.

Играть начинал в основном сольно под аккомпанемент симфонического, камерного или народного оркестров. Когда понял, что баян (самый молодой музыкальный инструмент – Прим. ред.) как академический инструмент не сравнится с фортепиано и скрипкой, у которых больше традиции и истории, начал придумывать программы для нового, интересного звучания и современной интерпретации исполняемых произведений. С 2000 года начались достаточно успешные эксперименты. По предложению Юрия Константиновича Сорокина и Павла Коныгина он организовал квартет «Нон-Стоп», который быстро приобрёл популярность и уже в мае 2001 года стал обладателем двух первых премий на международных конкурсах в Клингентале (Германия) и Кастельфидардо (Италия).

В 2002 году Сергей Войтенко совместно с преподавателем Аллой Михайловной Кац и супругой Ольгой Копыловой организовал международный баянный фестиваль «Виват, Баян! Сергей Войтенко и его друзья». Он выступил в роли художественного руководителя и продюсера фестиваля.

В 2005 году появился дуэт «Баян MIX» – совместный проект Сергея Войтенко и чемпиона мира по баяну Дмитрия Храмкова. Музыканты выступают на сцене вместе уже десять лет и играют классические произведения в современных танцевальных аранжировках, популярные мелодии и всемирно известные хиты, а также авторские композиции. В 2009 году получили высшую общественную награду в области культуры – Серебряный орден «Служение искусству». В 2011-м – общественную награду Серебряный орден «За заслуги перед Отечеством». А в 2013 году Сергею Войтенко было присвоено звание «Заслуженный артист Самарской области».

Фестиваль «Виват, Баян!»

Кроме дуэта «Баян MIX» Сергей Войтенко создал ещё несколько музыкальных коллективов, успешно гастролирующих по стране и за рубежом, узнаваемых и любимых публикой. Это трио «Невесты», состоящее из виртуозных красавиц-аккордеонисток, вокально-инструментальная группа «Матрёха», играющая в стиле джаз-фолк, группа «Киндер MIX» – маленькие баянисты, но не менее талантливые звёздочки концертно-продюсерского центра Voytenko Production.

Откровение

Уже закончив обучение, но продолжая заниматься с Аллой Михайловной Кац, Сергей сочиняет собственные произведения. «Я как-то готовился к конкурсу, – вспоминает он. – Пришёл к Алле Михайловне, чтобы она меня послушала. Начал играть, а она поправляет: «Здесь надо так, а здесь вот так». А я говорю: «Нет, Алла Михайловна, я так играть не буду. Я уже взрослый парень и сам знаю, где как сыграть». И тогда она меня отправила безвозвратно и бесповоротно. «Взрослый? – говорит. – Тогда иди отсюда, занимайся сам». Я расстроенный пришёл домой, взял в руки инструмент, и... меня куда-то унесло.

Заходит жена вся в слезах и говорит: «Что это за мелодия? Я не смогла сдержать слёз».

Я сразу набрал телефон Аллы Михайловны, она сняла трубку и молчит. А я ей: «Алла Михайловна, я для вас произведение сочинил». Поставил трубку на громкую связь и начал играть. Закончил, беру трубку, и после паузы она мне говорит: «Ну ладно, приходи завтра, будем заниматься». Так что музыка нас опять связала».

Это был 2000 год, а произведение получило название «Откровение». Сегодня мелодия исполняется музыкантами всего мира, в том числе и на международных конкурсах. Сама Алла Михайловна считает, что лучше, чем Сергей, никто её не исполнит.

Появившаяся в голове Сергея Войтенко и оформившаяся сюита для баяна «Февральские эскизы» и элегия «Откровение» отмечались высокими оценками музыкальных критиков и вышли в печать в германском и болгарском музыкальных издательствах.

Помимо создания произведений для академического баяна композиторский талант проявляется и в аранжировках исполняемых мелодий.

Новое веяние

Новым направлением приложения таланта Сергея Войтенко стало написание песен. Одна из последних и созвучных сегодняшнему времени – «Мы с тобой одной крови» – совместный проект группы «Баян MIX» (исполнение и авторство музыки), Дениса Майданова (исполнение) и Евгения Муравьёва (текст песни) – получила премию «Шансон года-2015», а также премию «Дорожного радио».

Эту и некоторые другие песни Сергей исполнил на творческой встрече в школе. А после ответил на вопросы будущих музыкантов; посоветовал много и усердно заниматься тем, кто планирует стать экспертом своего дела; успокоил тех, кто занимается для общего развития, но обратил внимание, что и им нужно упорно трудиться, потому что владение инструментом всегда может стать их «куском хлеба». Пусть это не будет первой профессией, но в любом случае музыкальное образование даёт серьёзный толчок для становления самодостаточной, интересной и творческой личности.

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко