Оглавление
1#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Конкурс
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Право
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Энергетика Самарской области
Юбилей
Наука
Леди-клуб
Социальная политика

Новые проекты театра «Место действия»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2022 (апрель)

Театр «Место действия» давно называют театром с душой. Это творческое пространство, объединяющее открытых, искренних, талантливых людей, создающих волшебную атмосферу как внутри небольшого зала театра, так и внутри каждого его зрителя. Оттуда выходят с горящими глазами и яркими эмоциями, туда спешат вернуться за новой историей, новым знанием и новым собой. Многочисленные исследования доказали, что искусство делает человека счастливым. Разве не счастье даже просто сидеть в уютном кафе маленького городского театра, слушать джаз и пить кофе в предвкушении нового представления?

маленький принц

Театр «Место действия» открылся в далёком 2014 году. С тех пор событий в стране происходило так много, что нас волнует вопрос, изменился ли за это время театр. Мы встретились с его создателем, режиссёром, художественным руководителем и директором в одном лице Артёмом Филипповским, чтобы узнать актуальную повестку «Места действия».

С&Г: Артём, что сейчас происходит в вашем театре, изменилась ли как-то его концепция, ваше видение пространства, репертуар?

Артём Филипповский: Концепция не изменилась, мы продолжаем развивать частный домашний театр, в котором живёт душа. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в публичную деятельность последних двух лет, но сейчас мы работаем в нормальном режиме, свободно приглашаем гостей, развиваем маркетинг, играем спектакли, готовимся к конкурсам и фестивалям. Мы даём около двадцати спектаклей в месяц на уровне многих самарских театров.

маленький принц

В помещении нашего театра мы сделали небольшой ремонт, обновили потолок в зрительном зале, оборудовали гримёрки. Что касается творческой части, осенью мы выпустили премьеру – современный детектив «Метод Гронхольма» по пьесе Ж. Гальсерана. Важным изменением считаем решение открыть при театре актёрские курсы для детей с пяти до четырнадцати лет. Это будут не просто тренинги по актёрскому мастерству, а профессиональная подготовка по трём дисциплинам: актёрское мастерство, сценическая речь и пластика, с обязательным показом финального спектакля на сцене. Курсы будут вести профессиональные актёры нашего театра. Мы хотим, чтобы дети имели возможность увидеть жизнь театра изнутри, по-настоящему погрузились в работу актёров. Родители во время занятий смогут ждать учащихся в кафе и параллельно работать в режиме коворкинг-центра. Вообще, такой симбиоз общения и дружбы с нашими зрителями мы задумывали с самого начала театра.

С&Г: Со взрослыми не планируете подобных занятий?

А.Ф.: Со взрослыми другая история. Мы уже ставили большие мюзиклы с участием известных людей города и сейчас видим нехватку качественных театральных студий именно для детей. Поэтому хотим развивать глубокий фантазийный духовный детский театр. У нас уже появился детский репертуар – мы поставили «Маленького принца» А. Экзюпери – а дальше планируем поставить «Синюю птицу» М. Метерлинка. Это произведение, с которого когда-то начинался театр МХТ, режиссёром которого был сам К.С. Станиславский. В «Синей птице» затрагиваются очень тонкие вещи: в пьесе есть такие персонажи, как Душа света, Душа собаки, Душа воды и огня. Мы убеждены, что детям сегодня, как никогда, нужно рассказывать умные истории, а не только увеселительные блокбастеры о том, как «лис гоняет кур». Глубокие истории должны развивать внутренний мир ребёнка, показывать ему весь спектр чувств – от счастья и веры в чудо до печали, грусти и сопереживания. Мы хотим, чтобы у детей появилось время, проведённое без гаджетов и глупых мультиков, чтобы в театре они могли учиться понимать медитативные глубокомысленные спектакли.

маленький принц

С&Г: Почему вы выбрали именно «Маленького принца» для первого детского спектакля?

А.Ф.: Это одно из любимых произведений актёров театра и моё, в частности. Перед началом представления в зрительном зале я говорю, что этот спектакль и для детей, и для взрослых. Он построен на эстетике, космическом свете, фантазийных декорациях. На сцене лежит разрушенный самолёт, висят планеты, и вокруг разворачивается история встречи Мальчика и Лётчика. Зритель погружается в космическое путешествие Маленького принца. Актёры играют живым планом, и в некоторых сценах появляются ожившие куклы персонажей сказки. Для ребятишек – это в первую очередь фантазия, трогательная красивая история с мудрой Змеёй, добродушным Лисом, живыми планетами и смеющимися звёздами, а для взрослых – это трепетный диалог с собственным внутренним ребёнком. Нужно понимать, что театр – это намного больше, чем то, что зритель видит на сцене во время спектакля. Это огромная работа команды, которую не видно. Костюмы нам шила чуткая швея Фрида. Художественное оформление придумала художница из Омска Эльвира Никитина, с которой мы продолжаем работу над «Синей птицей». Музыку написал Сергей Бережной. Художник по свету – Ян Филипповский. Кукол изготовила Татьяна Столярова. Каждый внёс свой вклад. Так родился спектакль, который очень полюбился самарскому зрителю.

С&Г: Артём, мы давно хотели познакомиться с актёрами театра «Место действие». Кто играет главную роль в «Маленьком принце»?

А.Ф.: Главную роль играют две актрисы – Татьяна Машьянова и Анастасия Бучинская.

актриса

С&Г: Татьяна, как вы попали в театр Артема Филипповского?

Татьяна Машьянова: В 2010 году я закончила заочное отделение Самарской государственной академии культуры и искусств, где параллельно училась с ребятами из театра. И с Артёмом Александровичем мы как раз пересекались в академии, хотя познакомились ещё в детской театральной студии при ДК «Мир». Практически сразу, как я поступила в академию, я стала актрисой театра «Город», а Артём приглашал меня в свои режиссёрские проекты. Первой работой стал спектакль «Тирамису» по пьесе польского драматурга И. Овсянко. Мы показывали его спектакли на разных площадках города – в ДК Железнодорожников, музее Алабина. В театр «Место действия» я пришла в 2019 году после декрета и играла в спектаклях «Мы едем в Америку», «Слоны плывут по Волге», «Заречные материалы» и сейчас в «Маленьком принце».

С&Г: Маленького принца играют две актрисы. Вы не ревнуете к коллеге по роли?

Т.М.: Нет, конечно. Анастасия Бучинская – профессионал, и я считаю, что дублирующая актриса – это прекрасно. Это возможность жить за пределами театра, строить планы, участвовать в воспитании ребёнка. Мне очень нравится, что сейчас происходит в моей жизни – работа и личная жизнь гармонично сосуществуют рядом и именно в том объёме, который не приносит ущерба для какой-то из сторон. Когда у меня не было ребёнка, всё было по-другому – театр затягивал и занимал всё время.

С&Г: Какие режиссёры вас вдохновляют?

Т.М.: Юрий Бутусов, Анатолий Васильев. На работах Петра Наумовича Фоменко я выросла.

С&Г: На каких актрис смотрите?

Т.М.: Сложно ответить. Всегда было сложно выбрать что-то одно. Когда спрашивают, какой любимый цвет? Я не знаю. Любимая книга? Много. Фильм? Много. Актриса? Не знаю. Много хороших актрис. Мне нравится Ксения Раппопорт, Юлия Пересильд, Чулпан Хаматова, Александра Урсуляк и другие. Но они совмещают театр и кино.

С&Г: А вы хотели бы совмещать театр и кино?

Т.М.: Мне кажется, я не актриса кино. Я пробовала, и мне не понравилось. Ты не можешь исправить свою работу. Всё, что было снято – конечный результат. А мне нравится живой процесс: каждый спектакль идёт по-новому, по-живому, по-разному.

С&Г: Как вы относитесь к эпатажу?

Т.М.: Нормально отношусь, но сама играть провокационные вещи уже не стану. Полностью оторваться от земли ради искусства я была готова до появления семьи, а сейчас моя главная задача – уравновесить любимую деятельность и семейную жизнь.

С&Г: Можно сказать, что вы пришли к определённой степени свободы в профессии?

Т.М.: Думаю, да. Я продолжаю играть в разных театрах, участвую в культурных проектах, являюсь педагогом в театральных лабораториях города. Свобода в занятии любимым делом – это ценно!

Также ценно, что в городе есть маленькие независимые театры, в которых можно чувствовать себя свободно и актёрам, и режиссёру, и зрителям. Поэтому мы желаем театру «Место действия» долгих лет жизни и реализации задуманных проектов!

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко